Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) разослала в правительства стран Таможенного союза проект протокола о внесении изменений в Таможенный кодекс (ТК ТС), рассказал министр по делам таможенного сотрудничества ЕЭК Владимир Гошин.
Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) разослала в правительства стран Таможенного союза проект протокола о внесении изменений в Таможенный кодекс (ТК ТС), рассказал министр по делам таможенного сотрудничества ЕЭК Владимир Гошин. Документ подготовлен таможенниками трех стран под руководством главы Федеральной таможенной службы (ФТС) Андрея Бельянинова. «Ъ» удалось ознакомиться с проектом. В случае его одобрения — сомнений оно не вызывает — в ЕЭК рассчитывают на вступление правок в силу уже с января 2013 года. Амбиции по борьбе с подобным кулуарным ведомственным нормотворчеством, заявленные главой Минэкономики РФ Андреем Белоусовым 13 июля в Белом доме, не помогли его ведомству определиться ни как бороться, ни стоит ли это делать.
Правка таможенников затронет практически весь союзный кодекс. В преддверии вступления РФ в ВТО перечень мер таможенно-тарифного регулирования дополняется «специальными защитными, антидемпинговыми и компенсационными мерами» — от них освобождаются лишь «товары в адрес одного получателя от одного отправителя» на сумму до €200 и товары для личного пользования. Сроки уплаты таких пошлин определяются международными договорами и национальными законодательствами ТС и не корректируются. Из ТК упраздняются все упоминания нетарифных мер. Переписана глава о перемещении товаров для личного пользования (включая автомобили) — она вводит единый порядок такого перемещения на всей территории ТС. Прекращает действие ряд соглашений — об основаниях, условиях и порядке изменения сроков уплаты таможенных пошлин и о порядке перемещения физлицами товаров для личного пользования (после подготовки ЕЭК перечней таких товаров). Есть и другие новеллы, унифицирующие регуляторные подходы в ТС: так, допускается применение единой товарной номенклатуры ВЭД не только таможнями, но и налоговиками.
Основанием для подачи декларации станет лишь «внешнеэкономическая сделка, одной из сторон которой выступает иностранное лицо» и «на основании которой товары перемещаются через таможенную границу». Эта правка вызвана уходом бизнеса из-под контроля налоговых органов, когда товар приобретается и экспортируется, например, фирмой РФ с территории Казахстана, а бизнес, «нарушая принцип резидентства, создает теневые схемы по уклонению от уплаты косвенных налогов во взаимной торговле» (см. «Ъ» от 30 мая). Отметим, впрочем, что новая редакция кодекса снимет некоторые ограничения, открыв малому бизнесу путь в таможенные представители, владельцы складов временного хранения и магазинов duty free. Положительным моментом должно стать и введение неполного декларирования — восполнить пробелы можно будет через месяц при импорте и не более чем через восемь месяцев при экспорте; впрочем, на национальном уровне можно будет устанавливать товарные исключения или сокращать сроки. Вводится и периодическое декларирование при регулярном перемещении товаров однородными партиями.
Однако наибольший объем правки затрагивает полномочия самих таможенных служб. За передачу на наднациональный уровень некоторых своих функций они получат на неопределенное время ТК ТС, серьезно переписанный ради их удобства. Так, вводится единая форма таможенной проверки и расширяются основания для ее проведения — «поручением (запросом) органов предварительного расследования (органов уголовного преследования)» — «по материалам проверки сообщения о преступлении» или возбужденному уголовному делу.
Полномочия таможенников в рамках таких проверок становятся вполне полицейскими, включая право требовать удостоверения личности, копии документов и иную информацию по операциям и расчетам, доступ к базам данных и «иную информацию, касающуюся деятельности и имущества» (включая цепочки поставок). Банки ТС обяжут сообщать не только о «движении денежных средств», но и «о наличии и номерах банковских счетов организаций» и остатках. Также новая редакция наделяет таможенные органы правом «мотивированного требования» сертификата о происхождении товара, а при сомнениях в его достоверности последует «отказ в предоставлении тарифных преференций без проведения дополнительной проверки». Время дополнительных проверок документов на груз сократится до 60 дней (сейчас его можно продлевать). Предполагается, что в этой форме кодекс просуществует до 2015 года. На вопрос «Ъ» о том, обсуждался ли проект с бизнесом, господин Гошин признал: нет, но «ничто не мешает его провести в рамках консультативного комитета по таможенному регулированию при министерстве».
Всерьез же ЕЭК обещает заняться интересами бизнеса в 2013-2014 годах: к 2015 году комиссия рассчитывает написать «принципиально новый Таможенный кодекс» — он учтет большое число пожеланий дорожной карты по таможенной реформе от АСИ, автоматизирует выпуск товаров и минимизирует участие таможенников в оформлении рутинных грузов. Впрочем, пока у ЕЭК нет отчетливого представления даже о ключевых деталях этого проекта — например, о том, кто будет отвечать за ошибочные решения компьютерных систем или как построить единую систему авторизации экономических агентов.
Отметим, что теоретически вмешаться в судьбу проекта таможенников могло бы Минэкономики: 13 июля в Белом доме глава ведомства Андрей Белоусов как раз заявил, что новый механизм мониторинга подобных документов «в рамках национальной предпринимательской инициативы» уже создан и будет опробован для «улучшения таможенного администрирования». Однако вчера в Минэкономики затруднились ответить на вопрос, будет ли ведомство изучать проект протокола.