Только в 2012 году такие схемы обеспечили вывод $15 млрд — больше четверти чистого оттока капитала из страны.
Борьба с ними реальных результатов не принесла. Руководство Таможенного союза, ЦБ, банкиры, Росфинмониторинг и правоохранительные органы списывают ответственность друг на друга. Между тем аналогичные схемы действуют и в отношении Казахстана, их масштабы ЦБ пока не раскрывает.
Суть схемы в том, что российские резиденты переводят средства по внешнеторговым контрактам, по которым «ввоз» товаров «осуществляется» из Белоруссии и Казахстана, а средства перечисляются на счета «продавцов» в иностранных банках за пределами этих стран. Проверить такие поставки на фиктивность мешает отсутствие таможенного контроля на границах России, Белоруссии и Казахстана. В рамках Таможенного союза (ТС) импорт в Россию оформляется не грузовыми таможенными декларациями (достоверность и подлинность которых можно проверить по базе ФТС), а товарно-транспортными накладными (ТТН), не предполагающими контроля таможни.
Само существование ТС и провоцирует появление всевозможных схем. Весной 2012 года таможенными службами союза обсуждалась проблема «теневых схем по уклонению от уплаты косвенных налогов». В качестве примера приводился случай отгрузки российским предпринимателем купленного в Казахстане товара напрямую с территории страны за границу ТС без обязательной уплаты НДС в бюджет РФ. При этом борьба с ними через ужесточение законодательства идет вразрез с задачами, ради которых этот союз создавался: упрощение торговли между странами-участницами.
Проблему признают и в руководстве ТС. Интеграционный проект требует от национальных контрольных служб «более тесного и продуктивного взаимодействия, чтобы минимизировать такие злоупотребления». Теперь банкам предлагается перейти на тотальное информирование Росфинмонторинга обо всех операциях по оплате российскими клиентами поставок товаров из Белоруссии в пользу контрагентов из других юрисдикций — вне зависимости от того, сомнительны эти операции или нет. Кроме того, им рекомендовано направлять в теруправления ЦБ всю имеющуюся информацию о клиентах, проводящих такие операции, их контрагентах, внешнеторговых контрактах и прочем.
ЦБ рассчитывает составить собственное мнение об объеме у каждого банка таких операций и его вовлеченности в них и реагировать на это ужесточением надзора в отношении конкретных игроков. Получается, что банки нагружают дополнительной работой для усиления контроля за ними же. Между тем, сведений из отчетности банков, которую получает ЦБ, при определенных усилиях хватило бы, чтобы вычленить «отмывочные» банки.
Такие попытки предпринимались, говорится в отчете Росфинмониторинга за 2012 год: «Совместно с Банком России проанализировано свыше 100 банков, из них по 73 материалы направлены в правоохранительные органы». Сотрудники МВД занимаются этой проблемой, сообщил источник «Ъ» в МВД. » По всем предоставленным нам фактам ведется работа, в том числе и с коллегами из Белоруссии,— пояснил он.— В частности, мы с их помощью уже установили, что белорусские фирмы к тем махинациям с выводом средств, о которых мы располагаем информацией, отношения не имеют,— их названия используются для прикрытия». О конечных результатах работы говорить пока рано, но по этому направлению она «однозначно ведется, и очень активно».